ДОБРУШСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том XV , С. 513-514
опубликовано: 26 июля 2012г.

ДОБРУШСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

(Добружский) (Кишинёвской епархии РПЦ), близ с. Добруша р-на Шолдэнешть Республики Молдова.

Колокольня Добрушского мон-ря. 1826 г. Фотография. Нач. XXI в.Колокольня Добрушского мон-ря. 1826 г. Фотография. Нач. XXI в.

Основан в 1527 г. молдав. господарем и ктитором правосл. обителей Петру Рарешем (сын Стефана III Великого) первоначально как подворье мон-ря Пробота (ныне жудец Сучава, Румыния). В 1803 г. монастырь Пробота был приписан к Гроба Господня храму в Иерусалиме, и ежегодно добрушская братия выплачивала обители Пробота от 40 до 80 леев в качестве аренды за использование земли, а с 1807 г. по условию, утвержденному патриархом Иерусалимским Анфимом, Д. м. платил по 25 голл. червонцев.

В 1772 г. (по др. сведениям, в 1783) насельник Пробота администратор Добрушского подворья иером. Иоасаф построил в Добруше скит: деревянную ц. во имя свт. Николая Чудотворца и неск. келий. Вероятно, в строительстве иером. Иоасафу помогала братия Курковского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря: иером. Ефрем (по др. данным, Евфимий), монахи Феофан, Памва, Иезекииль, Арсений и Макарий. Вскоре число насельников возросло - в обители обнаружилась нехватка питьевой воды. Иноки оставили постройки скита на горе и переселились в низину Добрушской долины, где было много источников. В 1785-1786 гг. выстроили новую Никольскую ц., 17 июня 1797 г. скит посетил еп. Хушский Герасим.

В 1813 г. скит вошел в состав новообразованной Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ, в 1817 г. решением митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) был обращен в общежительный заштатный мон-рь, наместниками к-рого стали архимандриты. В сер. XIX в. архимандриты Д. м. были ректорами Кишинёвской ДС.

В 1-й пол. XIX в. в Д. м. велись крупные строительные работы на средства ясского боярина Фомы Козмы (Ɨ 1812) и его вдовы Екатерины (в постриге Елисавета). В центре архитектурного ансамбля мон-ря был построен летний храм во имя свт. Николая Чудотворца, освященный 13 мая 1822 г. архиеп. Кишинёвским и Хотинским Димитрием (Сулимой). Он имеет традиц. для храмов Молдавского княжества план, восходящий к плану собора Нямецкого в честь Вознесения Господня мон-ря (1497-1498): триконх с обширным нартексом и экзонартексом, а также помещением для погребений между наосом и нартексом - т. н. грóпницей. Особенностью храма является композиция с 3 куполами по оси (восстановлены со значительными искажениями), едва ли не уникальная в церковном зодчестве Бессарабии (за исключением своеобразной трактовки в ц. во имя вмч. Димитрия в Сороках, 1814 или 1826), но иногда встречающаяся в храмах Ясс и их окрестностей кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. (соборы мон-рей Добровэц, после перестройки XVIII в., и Дурэу, 1830-1835). Такое трехглавие может рассматриваться как вариант традиц. для данного региона 2-главого храма, когда к барабанам над наосом-триконхом и нартексом добавлялась глава над алтарем или экзонартексом (иногда и там и там, как в 4-главом соборе Фрумошского мон-ря, 1836-1839). Декор храма Д. м. в неск. огрубленном варианте сочетает элементы традиц. молдав. декора с барочными и классицистическими формами.

В 1826 г. в Д. м. была возведена каменная колокольня в традиц. тяжеловесных формах с элементами архитектуры классицизма, в 1847 г.- зимняя ц. в честь Преображения Господня, в к-рой сохранился запрестольный деревянный крест 1916 г. На холме было устроено монастырское кладбище, в 1837-1839 гг. по проекту бессарабского архит. Иосифа Гаскета вместо ветхой деревянной построена каменная кладбищенская Никольская ц., освященная 14 нояб. 1839 г. архиеп. Кишинёвским и Хотинским Димитрием (Сулимой).

Согласно завещанию Козмы, обитель владела торговыми лавками в Яссах, имением Модвал (Орхейский (Оргеевский) край). В 1813 г. вдова Козмы Екатерина обменяла для братии Д. м. имение Модвал на др. имение - Сербешты (Сырбешть, Сорокский край), более пригодное для пастбищ. К 1878 г. в Д. м. была устроена монастырская школа (ок. 35 учащихся).

После присоединения в 1918 г. Бессарабии к Румынии Д. м. входил в состав Кишинёвской епархии Румынского Патриархата, с 1923 г.-в состав новообразованной Хотинской епархии Румынского Патриархата. В 1925 г. в Д. м. проживало 95 насельников (архимандрит, иеросхимонах, 11 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 37 монахов, в т. ч. 4 рясофорных, и 39 послушников), в 1959 г.- 55 насельников. В Д. м. в 1937 г. принял постриг буд. архим. Софиан (Богиу; † 2002), наместник румын. муж. мон-ря Антим, духовник Бухареста, богослов, иконописец.

По благословению Хотинского еп. Виссариона (Пую; † 1964) в Д. м. была основана школа псаломщиков. Возглавлял ее настоятель архим. Евгений (Лай). Помимо богословских занятий и клиросного служения ученики трудились в монастырских мастерских и на др. послушаниях. Согласно протоколу, составленному членами экзаменационной комиссии 7 июля 1925 г., «среда монастырской жизни и внимательное наблюдение директора школы, без лишних формальностей и шума, заметно изменили душевное состояние учащихся и их внешний вид, за такой короткий срок - несколько месяцев. Учащиеся представили удовлетворительно свои знания. Интенсивные занятия, которые прошли, до сих пор замечены нами по слегка уставшим лицам учащихся и преподавательского состава» (НАРМ. Ф. 1217. Оп. 1. Д. 119. Л. 27-27 об.). В 1925-1931 гг. на территории Д. м. существовала типография. Б-ка Д. м. до закрытия в 1959 г. считалась одной из богатейших среди правосл. книжных собраний Бессарабии, содержала редкие экземпляры богослужебных и духовно-нравственных книг, напечатанных большей частью в Румынии в XVII-XVIII вв. Основной ктитор б-ки митр. Молдавский Вениамин (Костаки) подарил Д. м. «книги, которые были отпечатаны в Яссах и в монастыре Нямц» (Lovin Glicherie, Protosinghel. Acte de la mănăstirea Dobruşa (jud. Soroca) // Arhivele Basarabiei. An. II. Nr. 1: Ianuarie-Martie 1930. P. 114). Архив Д. м. находится в монастыре Черника (Румыния).

1 июля 1925 г. по инициативе еп. Виссариона (Пую) в имении Сербешты был основан скит Д. м., временное управление к-рым было поручено насельнику Рудянского мон-ря иером. Даниилу (Гроапэ). До 1941 г. Д. м. владел деревянными домами в селах Теленешть и Бэлць (Бельцы), 14 дес. земли с виноградниками, 313 дес. в с. Речешть Сорокского у., 180 дес. в с. Ордэшей Орхейского у., 90 дес. в с. Добруша, 13 дес. земли в селах Кипешка и Рэспопень Орхейского у. и др.

1959-2007 гг.

В 1959 г. Д. м. был закрыт, в зданиях размещена школа-интернат, на месте кладбища устроена спортплощадка, иконы и др. святыни уничтожены, библиотека расхищена. В 1993 г. Д. м. был возвращен Церкви. Решением Свящ. Синода РПЦ от 5 мая 1995 г. Д. м. был возрожден, наместником утвержден игум. Дамиан (Поторак), с 21 авг. 2007 г.- иером. Петр (Томачинский). К 2007 г. отреставрированы храмы, построены келейные здания, 2 гостиницы, хозяйственные помещения, восстановлено кладбище. Д. м. принадлежат виноградники, фруктовые сады, неск. источников, пастбища и часть леса, окружающие обитель.

Арх.: АСПОРМ. Ф. 51. Оп. 19. Д. 188. Л. 59-65; НАРМ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 3508; Ф. 208. Оп. 2. Д. 2279; Ф. 1217. Оп. 1. Д. 52, 116, 118, 119; Ф. 3046. Оп. 1. Д. 97. Л. 5; АКММ. Ф.: Мон-ри.
Ист.: Eugeniu (Laiu), arhim. Monăstirea Dobruşa: Documente // Luminătorul. 1926. N 1. P. 22-27; Arhivele Basarabiei. Chişinău, 1929. An. 1. N 4: Octombrie-Decembrie. P. 90-99; 1930. An. 2. N 1: Ianuarie-Martie. P. 111-117; N 3: Iulie-Septembrie. P. 261-262; 1931. An. 3. N 3: Iulie-Septembrie. P. 145; 1936. An. 8. N 2/3: Aprilie-Septembrie. P. 108-109; Documente privind Istoria României: Veacul XVI. Ser. A: Moldova. Bucur., 1953. Vol. 1. P. 243-244.
Лит.:Мурзакевич Н. Сведения о нек-рых правосл. мон-рях епархий Херсонской и Кишинёвской // ЗапООИД. 1848. Т. 2. С. 313-314; Защук А. И. Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба. СПб., 1862. Т. 2. Ч. 1: Бессарабская обл. C. 225-228; Ганицкий М. Мон-ри в Бессарабии // Кишинёвские ЕВ. 1883. № 16. C. 535-536; Крушеван П. А. Бессарабия: Геогр., ист., стат., экон., этногр., лит. и справ. сб. М., 1903. C. 161-163; Visarion (Puiu), arhim. Mănăstirile din Basarabia. Chişinău, 1919. P. 37-38; Gheorghe G. Banul Toma Cosma // Revista Societăţii Istorico-Arheologice Bisericeşti din Chişinău. 1930. Vol. 20. P. 185-202; Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia în veacul al XIX-lea sub ruşi. Chişinău, 1931; Madan Gh. V. Colţuri de raiu: Mănăstirea Dobruşa // Viaţa Basarabiei. 1937. An. 6. N 3/4: Мartie-Аprilie. P. 129-136; Păcurariu M. Basarabia: Аspecte din istoria Bisericii şi a neamului românesc. Iaşi, 1993; Пасат В. Трудные страницы истории Молдовы: 1940-1950-е гг. М., 1994; Sârbu A., Ladanic V. Mănăstiri Basarabene. Chişinău, 1995. P. 96-105; Bâzgu E. Mănăstirea Dobruşa: Două secole de istorie. Chişnău, 1999; Ilviţchi L. Mănăstirile şi schiturile din Basarabia. Chişinău, 1999. P. 88-91; Ciocanu S. Unele consideraţiuni privind începuturile mănăstirii Dobruşa şi construirea aici a primei biserici din zid // Arta, 1999-2000 / Inst. de Istorie şi Teorie Artei, Academia de Ştiinţe a Moldovei. Chişinău, 2000. P. 29-33; Arbure Zamfir C. Basarabia în secolul XIX. Chişinău, 2001. P. 297-298; Locaşuri sfinte din Basarabia. Chişinău, 2001. P. 40-44; Mănăstirea Căpriana (sec. XV-XX): Studiu istoric, documente, cărţi, inscripţii şi alte materiale. Chişinău, 2003; Ciorbă V., preot. Arta Bisericească din Basarabia (1812-1918). Chişinău, 2005. P. 14-15.
Протодиак. Максим Мелинти, Л. К. Масиель Санчес
Рубрики
Ключевые слова
См.также